+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

Дешево хорошо не бывает

/ Мысли вслух

Мы уже как-то поднимали вопрос о предельно низких, демпинговых ценах на тендере и том, что обычно за ними скрывается (статья «Чем банан отличается от апельсина», а также «Кто, как и почему предлагает минимальную цену на тендере»), а сейчас я хочу снова вернуться к нему немного с другой стороны.

За время существования рынка технического обслуживания среди подрядчиков сформировались некие среднерыночные цены – они могут незначительно меняться в ту или иную сторону, но в целом это усредненная сумма, которая позволяет качественно и в полной мере обслуживать объект. Определяется эта сумма границами рентабельности – ниже ее обслуживание становится либо невозможным, либо совершенно нерентабельным.

Однако в последнее время участились случаи, когда на тендере появляются подрядчики, называющие сумму, значительно ниже «пределов рентабельности». Создается впечатление, что у них одна цель – завоевать клиента, а там хоть трава не расти. Тендер они выигрывают, но уже  спустя 1-2 месяца становится понятно, что одни виды работ подрядчик попросту не выполняет – не его специализация, на другие же – не имеет разрешения, а третьи выполняются, но – непрофессионалами, «случайными» людьми.

Мне это напоминает одну распространенную схему мошенничества при аренде квартиры. Человек приезжает в город, находит агентство недвижимости и спрашивает об аренде жилья. Ему предлагают очень привлекательный вариант по низкой цене, но при этом уточняют, что ключи можно получить непосредственно на квартире – «вас там уже ждут». Только перед тем, как ехать, нужно подписать договор и внести оплату.  И вот человек  подписывает договор, едет за ключами, но по приезду выясняется, что на квартире никого нет. А в ответ на возмущенные звонки сотрудники агентства говорят, что он заплатил не за аренду квартиры, а всего лишь за информацию, которая была предоставлена. Собственно, это указано  в договоре, но в спешке его  толком никто не читал.

Так вот, возвращаясь к нашей ситуации, заказчик в результате получает не совсем то, что  ожидал. Деньги уплачены за обслуживание, и оно производится, но другой вопрос – что каждый из участников понимает под этим словом. А магазин тем временем приходит в совершенно неприглядный вид, и уже спустя 5-6 месяцев становится понятно: подрядчика нужно менять,  проводить еще один тендер.

В результате получается:

  • потеряно время и «товарный» вид объекта,
  • потеряны деньги,
  • потеряно оборудование, которое за время ненадлежащего обслуживания успело износиться или даже выйти из строя.

Почему так происходит? На мой взгляд, одна из основных причин в том, что тендер проводят люди, весьма далекие от проблем технического обслуживания. Это, прежде всего, финансисты, их основная задача – снизить расходы, найти предложение, максимально выгодное по цене. И эта задача выполняется на все 100%. Но только руководители технических служб знают, как должна выглядеть нормальная обслуживающая компания с точки зрения профессионализма, возможностей, спектра услуг, а также – сколько стоит действительно качественное обслуживание. Однако именно они-то и не принимают участия в выборе подрядчика.

Получается, что люди, отвечающие за состояние магазина – не могут влиять на выбор компании, которая этот магазин будет обслуживать. Парадокс? И я думаю, было бы логично, если бы технические службы имели те или иные рычаги влияния, право голоса при проведении тендера. Ведь именно им в конечном итоге придется иметь дело с его последствиями.

Александр Власов