+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

Договор на частичное обслуживание

/ Финансы и сметы

Как у нас, так и у других подрядчиков есть объекты, которые находятся на частичном обслуживании. В этом случае мы выполняем только ту часть работ, на которую у нас заключен договор, остальными же занимаются другие люди (это может быть собственная бригада заказчика или другой подрядчик). 

Причины такой практики, как правило, финансового плана, но бывает и нежелание расставаться с проверенными специалистами, которые не могут взять на себя весь фронт работ. Но как бы там ни было, это может принести немало проблем, как исполнителям, так и самому заказчику.

Возьмем для примера подряд на установку торгового оборудования в супермаркете. Если в нашем договоре обозначен только этот вид работ, это значит, что мы должны лишь установить стеллажи, холодильники,  кассы и т.п., а подключением к электросети займется кто-то другой.

Здесь может возникнуть (и нередко возникает) такая ситуация: мы договариваемся о дате, исполнители выезжают на объект и тут обнаруживается, что оборудования в магазине попросту нет. Оно хранится где-то на складе или во дворе, или в соседнем здании, т.е. его нужно заносить, а потом уже устанавливать. Но переноска оборудования – это отдельный и весьма затратный по времени вид работ (не говоря уже о риске повреждений). Его нет ни в договоре, ни в предварительной смете.

Надо отметить, что любые масштабные перестановки обычно проводятся по ночам, когда магазин закрыт (иначе они будут мешать покупателям). Ночью на объекте нет представителей администрации, а значит – согласовать дополнительные работы попросту не с кем.

Да, исполнитель может попросить управляющего, чтобы тот предоставил людей для заноса оборудования в магазин, но очень часто он слышит в ответ, что людей нет, и никто этим заниматься не будет. Налицо патовая ситуация: время идет, и оно должно быть оплачено, но возможностей сдвинуть работу с места, не выходя за рамки договора – нет.

И здесь два варианта: либо исполнитель начинает сам заносить оборудование, при этом понимая, что выставить в счете этот вид работ организация не сможет – в договоре-то его нет. Либо оплату выставляют по часам, и в результате счет получается несколько больше, чем планировалось. Хорошо, если порядочный заказчик понимает, как и откуда взялась эта сумма.

Неприятные ситуации бывают и тогда, когда на объекте одновременно работает два подрядчика: например, электрик и механик. В той же ситуации с установкой касс проблема может выглядеть так: один подрядчик должен установить кассу, второй – ее подключить. И пока один из них не выполнит свою часть работы – другой не может приступить к выполнению своей. Еще хуже, если касс много, места нет, оборудование постоянно приходится передвигать и оба подрядчика попеременно ждут друг друга. В результате установка каждой кассы затягивается на несколько часов.  

Вывод: заказчику стоит задуматься, нужно ли разбивать комплекс работ между несколькими организациями, в его ли это интересах? Ведь даже если он выиграет немного в цене, то рискует значительно проиграть во времени, а лишнее время на установку и ремонт – это недополученная прибыль. Здесь я не говорю уже о качестве, а между тем – это очень важный момент, ведь некоторые работы просто необходимо проводить в комплексе.   

Александр Власов