+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

Монтаж электросетей: ошибки и последствия

/ Инженерные коммуникации

В предыдущем посте я уже говорил о такой проблеме, как отсутствие пуско-наладочных работ и нормальной проектной документации при монтаже электросетей – с этим мы сталкиваемся регулярно. И сейчас я хочу подробнее вернуться к этой теме и рассказать о некоторых случаях из нашей практики.

Очень часто монтаж электросетей на новом (или реформатированном) объекте выглядит примерно так: приезжает бригада монтажников, которой дается определенный срок на выполнение работ – допустим, 15 дней. За это время бригада прокладывает линии питания, монтирует щитовые, подключает розетки и уезжает, зачастую не оставив после себя какой-либо проектной документации.

Потом на магазин или АЗС начинает приходить оборудование, а вместе с ним завозятся, как правило, и дополнительные единицы техники – кофеварки, вентиляторы, обогреватели и т.д. Постепенно все это включается в работу, и когда нагрузка достигает максимума (включено все оборудование) – электросеть не выдерживает. Где-то происходит замыкание, где-то перегревается кабель, выбивает автоматы в щитовых, словом – проблему нужно решать.

Но к этому времени никого из монтажников или представителей организации, которая проводила электромонтажные работы, на объекте уже нет. Вот тут вызывают нас, и мы пытаемся разобраться, что же произошло. Но разобраться в «чужой» электросети, когда все уже зашито гипсокартоном, закончена отделка, да еще и при отсутствии каких-либо проектных документов – очень сложно. Обычно за эту работу никто не хочет браться, но поскольку обслуживание – наша специфика, а это, как ни крути, часть обслуживания, мы беремся.   

Так вот, приезжаем мы, к примеру, на АЗС и видим, что электросеть не рассчитана на те нагрузки, с которыми она сейчас эксплуатируется. Если уменьшить количество подключенного оборудования нельзя, нужно перебирать щитовые, перераспределять нагрузку, словом – все  переделывать. Но понятно, что заказчик не хочет второй раз платить за одни и те же работы, и он  говорит, что со щитовыми все в порядке, мол, монтажная бригада их уже смотрела. Нет, так нет – мы принимаем какие-то временные меры (меняем перегоревший кабель, оплавившийся автомат и т.д.), возобновляем питание и уезжаем. Проходит несколько недель – это в лучшем случае, и ситуация повторяется.

Фото, которое вы видите, сделано на одной из обслуживаемых АЗС, где были обнаружены подобные проблемы. И там же находилось 6 обогревателей с последовательным подключением, при этом кабель был рассчитан максимум на 2,5 кВт, а суммарная мощность обогревателей составляла около 7кВт. Несложно догадаться, что происходило при включении всех техники одновременно.

А вот другой случай: для питания холодильников, расположенных в центре зала, монтажники проложили кабельную трассу, которая была залита стяжкой и поверх нее уложена плитка. Но в ходе этих работ кабель каким-то образом умудрились разрубить, соответственно, питания уже не поступало. Чтобы не демонтировать пол, в этом случае пришлось прокладывать еще одну линию  в коробе. Вот так отсутствие должного контроля привело к дополнительным затратам.

И еще один случай: при монтаже потолочного освещения в конце линии вместо распределительной коробки провода соединили с помощью автомата (видимо, решили, что так быстрее). После скачка напряжения в зале погасло освещение, и мы, приехав по вызову, долго не могли понять, в чем дело – в щитовой все в порядке, питание уходит… Пришлось проверить всю линию, демонтировать часть потолка, пока, наконец, мы не вышли на этот злосчастный автомат. Понятно, что потолок после этого нужно собирать заново, что тоже – дополнительные расходы.

В целом таких ситуаций может быть море, и причины у них две:

Первая: при проведении монтажных работ очень мало внимания уделяется проектной документации. Прокладывая линии, работники должны руководствоваться схемой, в которой указано, какое оборудование и где будет стоять, какова мощность этого оборудования и т.д. После себя монтажники также должны оставить схему, где будет обозначены линии электропроводки, все установленные автоматы и т.д. 

В идеале монтажники должны также провести  пуско-наладочные работы, которые не помешают даже в том случае, когда нагрузка рассчитана правильно. Дело в том, что практически всегда появляется какие-то дополнительные единицы оборудования, которые увеличивают нагрузку – это те же кофеварки, внеплановые обогреватели и т.д.

И вторая: недостаточный контроль со стороны заказчика – как правило, нет службы технического надзора, которая контролировала бы нагрузку на электролинию, принимала должным образом монтажные работы, следила за правильной установкой оборудования с точки зрения нагрузок на сеть.

Александр Терещенко