+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

Обслуживание технологического (пекарного) оборудования

/ Эксплуатация и обслуживание техники

С 1 февраля мы начали обслуживать технологическое оборудование, и сейчас у нас на обслуживании находятся пекарные цеха в Донецком, Харьковском и Луганском регионах. С одной стороны новая ветвь деятельности – это хорошо, но с другой – с первых же шагов мы столкнулись с тем, что агрегаты находятся в крайне запущенном состоянии.

Когда мы только начинали работать в этом направлении, основные опасения заключались в том, что придется иметь дело с высокотехнологичным оборудованием, для обслуживания которого нужны работники с узкой специализацией.  Но в действительности оказалось, что эта проблема как раз не является основной. Да, среди оборудования, которое использует большинство торговых сетей, присутствуют высокотехнологичные агрегаты, но около 80% к ним не относится.

Первые же выезды показали, что основные проблемы с обслуживанием можно свести к 2м факторам:

  1. Неправильная эксплуатация агрегата – игнорирование требований инструкции, нарушение технологических норм и правил.

Для иллюстрации возьмем, к примеру, тестомес. Согласно инструкции это оборудование должно загружаться определенным количеством теста при определенной его плотности. Т.е. 18 кг теста одной плотности будут заполнять дежу полностью, при другой же плотности те же 18 кг будут составлять всего лишь половину дежи, соответственно, и нагрузка на агрегат в обоих случаях будет разной.

Но требования по плотности и объему загрузки очень часто не соблюдаются, тестомес постоянно эксплуатируется в максимальном, предельно напряженном режиме, а этого не выдержит ни один агрегат. В результате мы получаем порванные цепи, выработку на валах и т.д. – одним словом, повышенный износ оборудования вследствие перегрузок.

  1. Использование неоригинальных запасных частей при ремонте оборудования.

Большая часть пекарного оборудования, используемого в торговых сетях, – зарубежного производства (Чехия, Италия и др.). Соответственно, каждый такой агрегат при ремонте требует запасных частей импортного производства, которые не так просто получить. Так, к примеру, если на тестомесе вышла из строя цепная пара (передача), вполне вероятно, что доставку запасных частей придется ждать порядка 2х месяцев. Почему так долго? Дело в том, что для нормальной работы в дальнейшем нужна цепная пара именно этой модели, а иногда значение имеет даже год выпуска.  

Поэтому вместо порванной оригинальной цепи нередко ставят доступный «аналог», но это не самое лучшее решение, которое может привести к быстрому износу агрегата в целом.

Чтобы разобраться в данном вопросе, немного технических подробностей:

Визуально такие цепи выглядят одинаково, но на самом деле каждая из них имеет свой уникальный шаг, отличающийся на десятые доли миллиметра. Установка неоригинальной цепи приводит к быстрому износу шестерен, а с их заменой мы получаем примерно те же проблемы (долгий срок доставки) и те же решения – замена «аналогами». Я не зря беру это слово в кавычки, поскольку неоригинальная шестерня может отличаться количеством зубцов, что ведет к изменению передаточного числа.

Как мы помним из курса физики, это число (U) рассчитывается как отношение числа зубьев ведомой шестерни (Z2) к числу зубьев ведущей шестерни (Z1).

U = Z2/Z1

С изменением передаточного числа меняется нагрузка на двигатель и редуктор, что в большинстве случаев приводит к выходу из строя либо одного из них, либо обоих. Как результат – оборудование имеет срок эксплуатации, вдвое меньший от положенного. 

Но если со вторым фактором мы еще можем как-то бороться, используя для ремонта только оригинальные запасные части, то вопрос неправильной эксплуатации агрегатов – полностью на совести заказчика.

Со своей же стороны, мы видим задачу на сегодняшний день так: привести пекарное оборудование в порядок и провести инструктаж, разъяснительную работу среди персонала по поводу эксплуатации. Возможно, у нас не получится в корне изменить отношение к технике, но это вопрос, в котором необходимы совместные усилия – как наши, так и заказчика.

Николай Красносельский