+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

Открытие магазина: факторы успеха

/ Делимся опытом...

В связи с нашим развитием в Киеве мы вплотную столкнулись с теми проблемами, которые сопутствуют вхождению новых игроков на рынок ритейла и открытию новых магазинов.

Речь идет о сети элитных магазинов самообслуживания, расположенных преимущественно на территории новых микрорайонов. Это небольшие торговые точки, площадью до 200 кв.м. Формат – «магазин у дома», ориентирование – в  основном на жителей близлежащих домов.  

Но это, так сказать, преамбула. Суть же в том, что каким бы ни был магазин, существуют определенные правила, которые и определяют его успешность. Фактически для всего продуктового ритейла они сводятся к следующему:

  1. Удобная пешеходная и  транспортная развязка (доступность магазина для покупателей).

  2. Удачная планировка (в магазине можно разместить все необходимое оборудования без сноса перегородок, стен и других конструктивных элементов здания).

  3. Есть место для разгрузки, приемки товара.

  4. Можно организовать вентиляцию/кондиционирование, и шум наружного блока не будет мешать жителям ближайших домов.

  5. Существует резерв электрической мощности, чтобы «с запасом» организовать отопление, кондиционирование, вентиляцию в магазине, а также подключить все необходимое оборудование.

Есть и еще один важный фактор, но о нем чуть позже.

Итак, что касается данной сети, то по первым двум пунктам все было в порядке – магазин расположен в удобном месте, помещение хорошо подходит для размещения торговых прилавков, холодильников, витрин и т.д. Казалось бы – можно строить.

Однако, как оказалось, по остальным пунктам все не так радужно. Во-первых, огромной проблемой стало отсутствие места для организации нормальной разгрузки и приемки товара – при строительстве здания никто не предполагал, что в нем будет магазин.

А со второй проблемой мы столкнулись, когда возник вопрос об организации кондиционирования. Планировка микрорайона в данном месте такова, что высотки, расположенные  вокруг магазина, образовали своего рода арку с заметным акустическим эффектом. Т.е. где бы мы не установили наружный блок кондиционера, шум от него будет вполне ощутим для жителей близлежащих домов. Соответственно, очень вероятны жалобы.

Наконец, третья проблема – это резерв мощности, который был предельным для магазинов такого типа. На установку запланированного оборудования его хватало, но мы-то знаем – в ходе развития на магазине еще не раз произойдут перестановки, реорганизации и реконструкции, причем каждый раз энергопотребление будет только расти. И отсутствие некого «запаса» мощности обязательно скажется.

Словом, учитывая все эти обстоятельства, я бы на месте руководства данной сети отказался от таких помещений, даже несмотря на то, что они расположены в очень удобном и привлекательном месте.

И тут подключается еще один фактор, о котором я говорил выше – это кадровый вопрос. Поскольку сеть новая, кадры набирались очень быстро, и в основном без опыта работы в данном сегменте рынка. Какого-либо обучения, стажировки, тоже по сути не было, ведь «время – деньги». И вот перед этими сотрудниками была поставлена задача в самые короткие сроки запустить магазин. Понятно, что многие из вышеупомянутых «мелочей» не принимались в учет. Новые сотрудники, исходя из своего прошлого опыта, вряд ли могли правильно их оценить.

Почему все это волнует именно нас? Ответ прост: после запуска новых магазинов очень вероятно, что мы же будем заниматься и обслуживанием данной сети. Потому строить некачественно, безответственно, без оглядки на будущее – не в наших интересах. И в таких случаях даже не знаешь, что лучше – дождаться развития событий (когда проблемы начнут сыпаться одна за другой) или же сразу предупредить о возможных последствиях. Мы выбираем второй вариант.  

Николай Красносельский