+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

«Почему нет?» Пять способов бороться с отказом

/ Психология и управление

Недавно попались на глаза результаты одного мини-исследования, речь шла о том, как предупредить отказ. Около 60-ти случайных прохожих попросили присмотреть за велосипедом в течение 10-15 минут – вроде бы, не слишком долго, но все же риск получить отказ довольно велик. Понятно, что такой эксперимент вряд ли можно считать научным)), но какую-то пищу для размышлений он дает. Итак, пять способов НЕ получить отказ.

1)    «Ты мне, я тебе» – классический прием, который не теряет своей актуальности. Предметом «торга» может быть все, что угодно – начиная от шоколадки и заканчивая взаимной услугой. А иногда это такие эфемерные вещи, как «индивидуальный подход», «хорошее отношение» и другие бонусы, которые в реальности, в общем-то, не обязывают ни к каким действиям.

Из 60-ти человек ответили согласием около 80%

2)    «Проси больше» – прием заключается в том, чтобы вначале обратиться с огромной просьбой, которая вряд ли будет удовлетворена в полном объеме. После дождаться возражений и высказать просьбу поменьше,  выполнить которую не составит особого труда. Тем самым вы вроде как  идете на компромисс, и отказать уже сложнее…

Эффективность около 30-40%, но она существенно выше, если речь идет не о просьбе, а об указании: «Обработайте все документы до завтра. До завтра не успеете? Хорошо, тогда как минимум вот эту папку».

Разница в чем: если озвучить цель сразу – работа над конкретной папкой – то «сделал почти все» будет выглядеть, как завершил работу над ней на 90%. А если задание было глобальным, то «сделал почти все» выглядит, как закончил работу над папкой и сверх того выполнил что-то еще.

3)    «Нога в двери» – здесь все наоборот: вначале идет мелкая просьба, которую можно выполнить без труда, а потом, после комплиментов и благодарностей – просьба покрупнее. Она-то и есть основной целью. Мелкая просьба выполняет роль ноги, вставленной в закрывающуюся дверь.

4)    «Потому что…» – эффективность просьбы сильно возрастает, если ее логически объяснить. И тогда она выглядит уже не как ваше личное желание, а как вполне объективные обстоятельства. А кто же будет спорить с объективными обстоятельствами?:)

«Не могли бы вы присмотреть за велосипедом, мне нужно купить воды, а замка с собой нет».

«Не могли бы вы узнать это прямо сейчас, потому что руководство требует от меня ответ».

Эффективность 60-70%, если просьба невелика и легко выполнима.

5)    «Почему нет?» – очень спорный метод, поскольку он предполагает, что вы проявите настойчивость уже после того, как дан отказ. В принципе, если для отказа нет объективных причин, почему бы не выполнить то, о чем просят?  Но на практике велик риск нарваться на простое, лаконичное «не хочу» или же на целый список выдуманных причин.

Кроме того, неоднократные просьбы могут вызвать либо раздражение, либо чувство вины – и то, и другое будет играть не в вашу пользу. Словом, техника «Почему нет?» требует аккуратности, такта, и – хорошего чувства юмора.

Яна Кононенко