+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

Техническое «фасилити» торговых центров

/ Мысли вслух

В последние месяцы наша компания делает упор на неохваченный до сих пор сегмент обслуживания: обслуживание торговых центров.  Будет целесообразным рассмотреть этот сегмент клиентов с их потребностями и теми моментами, в которых мы можем быть полезны этим клиентам.

Итак, в мировой практике управление торговыми центрами относительно собственника можно разделить на 3 уровня.

  1. Собственник центра является владельцем недвижимости, но реально ею не управляет, а отдает в управление некой компании, которая и занимается всеми аспектами – от подбора арендаторов и сбора арендной платы до технического обслуживания недвижимости. Вот только в украинских реалиях эта  управляющая компания занимается не более чем подбором арендаторов и сбором арендной платы, все остальные услуги она покупает у операторов,  их предоставляющих.

  2. Собственник центра самостоятельно занимается коммерческой частью в эксплуатации торгового центра, самостоятельно ищет арендаторов, собирает с них арендную плату. Для решения всех прочих проблем,  связанных с эксплуатацией здания, он нанимает разнообразных подрядчиков: клининговые компании, фирмы по техническому обслуживанию и т.д.

  3. Собственник недвижимости самостоятельно решает все задачи, связанные с управлением торговым центром.

Если говорить о распространённости в Украине, то чаще всего можно встретить вариант №3, однако не всегда в полной мере. Очень часто у собственника есть некий дежурный персонал, но профильные специалисты – как правило, наемные (лифтовики, вентиляционщики, специалисты по пожарным системам).  Вариант №2 – дело ближайшего будущего, отчасти он уже присутствует на рынке. А вариант № 1 для большинства торговых центров в Украине – пока далекая перспектива.

Ниша, которую мы занимаем в настоящее время, относится в большей мере к вариантам № 1 и 2, причем вариант № 2, когда собственник сам занимается наймом подрядчиков, в конечном итоге является более выгодным и для него самого, и для нас. Любая управляющая компания – это дополнительное звено, это  участник со своими интересами, которые не всегда совпадают с интересами владельца помещения.  

В качестве примера могу привести ситуацию: допустим, на объекте требуется реконструкция электросети, причем это может быть в результате чего угодно –  аварийной ситуации, естественного износа, некачественного монтажа. Если управляющая компания настроена сэкономить деньги – работы будут откладываться в угоду экономике. Собственник же, не зная толком о положении «на местах», в результате может получить материальный ущерб, который будет нанесен  его имуществу.

В этом плане наши интересы по большому счету совпадают с интересами собственника – мы, как обслуживающая компания, также настроены на то, чтобы все инженерные системы здания функционировали исправно. С одной стороны, это сохраняет его ликвидность, как коммерческого объекта, а с другой – упрощает обслуживание.

Дмитрий Пасечник