+38 (066) 010-23-84
+38 (093) 163-07-50

Блог

Во время информационной войны…

/ Психология и управление

Информационная война определяется как «направленное воздействие устной, печатной и видео-информацией на сознание, эмоции и волевую сферу людей». Происходящее сегодня в нашей стране довольно точно подпадает под это определение. Эта война приобрела огромные масштабы и, к сожалению, уже приносит свои плоды. Если прежде многие из нас интересовались политикой разве что на уровне просмотра новостей, то сейчас политика нередко встает между друзьями, родственниками и близкими людьми.

По факту выигрывают в информационной войне разве что ее организаторы, а вот проигрывают – практически все участники. Попробуем обобщить советы психологов о том, как не втянутся в это бессмысленное действие.

1. Для начала нужно признать, что такая война есть, и каждый – вы в том числе – может невольно стать ее участником.

Включая телевизор или новостной сайт, мы хотим получить информацию, но задача журналиста – не столько передать ее, сколько вызвать эмоции, резонанс, создать сенсацию. Ведь без этого новость не будет «продаваться».

Нужные эмоции опытный журналист может вызывать, используя слова-классификаторы. Это слова, которые прочно связаны в нашем сознании с неким образом, яркой ассоциацией. Сопровождая ими видеоряд, можно вызвать у зрителя определенное отношение к происходящему, независимо от того, что именно показывается. Почувствуйте разницу между «борцы за свободу» и «экстремисты», «агрессивно настроенная толпа» и «мирные демонстранты»... Один и тот же видеоряд можно сопровождать любым из этих словосочетаний.

Чтобы понять, как действуют слова-классификаторы, посмотрите на картинку слева и попробуйте назвать цвет (именно цвет) каждого слова. Наверняка это получится у вас не первого раза, потому что параллельно дается совершенно другой информационный поток.

2. Избегайте слов-штампов и негативной лексики.

Резкие слова – хороший способ «выпустить пар», но есть у него один побочный эффект – иногда он непоправимо портит отношения с окружающими. Сам человек может успокоиться и забыть, что он сказал, но забудет ли собеседник? Это не говоря уже о том, что употребляя слова-штампы («жид», «бандеровец», «москаль» и т.д.) мы сами себе формируем картину мира – причем, не самую радужную. Очень легко поставить «штамп» и перестать видеть за ним человека.

3. Не забывайте, что любые революции рано или поздно закончатся, а с друзьями, коллегами, родственниками вам еще жить…

В запале совсем нетрудно испортить отношения на почве политики. Но через год-два те лидеры, которые сейчас разрывают страну на части, уйдут в небытие, а испорченные отношения – останутся. И восстановить их будет уже непросто. Так стоит ли жертвовать своей жизнью, своим окружением ради чьих-то политических амбиций?

4. Не поддерживайте «троллей», не относитесь к ним всерьез.

Кто такой «тролль»? Это человек, который получает прилив адреналина, разжигая конфликты, провоцируя других на негативные эмоции и нагнетая обстановку.  Кто-то делает это за деньги – платные посты на форумах и в комментариях к новостям уже ни для кого не секрет. Кто-то так развлекается, а кто-то пытается снизить собственную тревожность и справиться со стрессом. Оскорбляя других и «с пеной у рта» выступая против некого «врага», такие люди освобождаются от накопившегося напряжения. Конечно, жаль, что они не могут сделать это другим способом, но стоит ли относиться к ним всерьез?  Мы же не относимся всерьез к детям, которые падают на пол и стучат ногами, не в силах справится с эмоциями. В этом смысле «тролль» должен скорее вызвать сочувствие, как человек, который не нашел других способов снять стресс.

И помните, что во время информационной войны нет безусловно «правдивых» или «лживых» СМИ, поскольку каждый массовый источник информации – будь то  газета или ТВ-программа, является оружием, а оружие редко бывает бесхозным. Сравнивайте информацию из разных источников, не позволяйте делать выводы за вас.  

Яна Кононенко